Ни для кого не секрет, что запахи влияют на настроение и самочувствие. Об ароматерапии слышали все, и многие ею пользуются. Но все ее приемы — расслабляющие ванны, массажные масла, ароматические свечи, благовония — предназначены для того, чтобы снять усталость и напряжение после трудового дня. Ароматы на рабочем месте кажутся ненужными и, больше того, неуместными. И напрасно!

Приятные запахи заметно сказываются на качестве и скорости работы, причем не только по той причине, что улучшают настроение и создают атмосферу уюта. Бодрящие, свежие ароматы значительно увеличивают производительность труда и эффективность выполнения заданий, требующих концентрации.

Запахи перечной мяты, лимона, жасмина или эвкалипта повышают внимательность, борются с сонливостью, помогают сосредоточиться и достигнуть поставленной цели в кратчайшие сроки. Запах жасмина на 30 % снижает количество опечаток, а запах лимона — почти на 50%.

Кроме того, ароматы, которые человек находит приятными, помогают лучше справляться с задачами, требующими творческого подхода.

Одна японская компания использует цитрусовые ароматы в начале рабочего дня, чтобы стимулировать сотрудников, около полудня цветочные ароматы, чтобы повысить концентрацию внимания, и древесные ароматы, такие как кедр и кипарис, чтобы снять усталость во второй половине дня.

Психологи Российской Академии Наук обнаружили, что воздух, насыщенный ароматами фруктов и цветов, облегчает нагрузку и снимает напряжение у людей, работающих за компьютером и помногу часов проводящих перед монитором.

Если работа проходит в постоянно изменяющейся обстановке и связана с волнениями, нелишними могут оказаться и успокаивающие ароматы, которые помогают расслабиться. В частности, это запахи ванили, шоколада и сдобного печенья, они снимают тревогу и раздражительность, а запах яблока с корицей улучшает эффективность работы в условиях стресса.

Довольно часто в офисах, где работаем, мы вынуждены вдыхать не самые приятные запахи пластиковых папок, оргтехники, краски, линолеума. Они отрицательно сказываются на эффективности работы, но не только потому, что отвлекают и портят настроение (не говоря уж об аллергии). Интересно, что отрицательное влияние на выполнение операций, требующих сосредоточенности, отмечается и в том случае, если человек не ощущает запаха! Когда обонятельные рецепторы сигнализируют о том, что, воздух загрязнен — что нередко бывает в плохо проветриваемых офисных помещениях, — срабатывает бессознательный рефлекс, унаследованный от предков. Для пещерных людей загрязнение воздуха (например, из-за горящего костра) представляло большую опасность, поскольку снижало их способность различать запахи и делало легкой добычей для хищного зверя. Хотя в современных офисах нам не угрожает опасность попасться в зубы к тигру — разве что фигурально, — механизм действует до сих пор, вызывая усталость и подсознательное желание побыстрее убраться из помещения на чистый воздух.

Кстати сказать, замкнутые интроверты, как правило, восприимчивее к запахам, чем общительные экстраверты. Возможно, здесь обратная связь, то есть когда у человека обонятельные рецепторы более активно сигнализируют об опасности, он чувствует себя уязвимым и закрывается в своей раковине.

Однако неприятные запахи все же находят применение в мире бизнеса, если серьезно отнестись к открытию одной британской компании. В 1991 году она проводила исследование, в результате которого оказалось, что люди на 17 % более склонны оплачивать счета, ароматизированные андростеноном. Андростенон — это вещество, выделяемое мужскими потовыми железами, и его запах в большинстве случаев воспринимается как весьма неприятный и угрожающий.

Компания запатентовала ароматизатор на основе андростенона и предложила его компаниям, занимающимся сборами долгов, по цене в 3000 английских фунтов за грамм.

Однако те не проявили к новинке никакого интереса.

Убедительная беседа с должником и обещание подать в суд за неуплату действуют пока гораздо эффективнее ароматизатора, да и услуги адвоката обойдутся явно дешевле.